В период локдауна многие заводили собак - они обеспечили и психологическую разгрузку, и возможность для многих просто выйти за пределы четырёх стен.
Но для самих собак это время оказалось колоссальной нагрузкой.
Ну да бог с ним, с недоброй памяти периодом.
Часто, заводя щенка, мы невольно ищем в нём возможность реализовать потенциал, который ищет выхода.
Наша жизнь, хотим мы этого или нет, но катится по рельсам, которые нам прокладывают гормоны. И наступает период, когда верх берёт окситоцин. Нам нужны родительские эмоции. Но либо своих детей нет, либо они выросли и не желают, чтобы их обнимали и гладили по голове (в глубине души ой, как хочется, но лицо потерять страшно) - вот тогда в жизни человека появляется щенок. И полбеды, если это крупная порода, хотя и тут люди ухитряются дров наломать. Но крупняк растёт быстро, и розовые очки столь же быстро меняют цвет.
А вот мелкашам приходится туго.
Сколько жутких историй ходит по сети, когда маленькие собачки уродовали руки и лица людям.
А уж как раздражают всех истерящие на поводках мелкаши!
А теперь давайте взглянем на ситуацию с точки зрения этих самых "истериков".
"Утибоземой!" - этот возглас стал мемом.
Но встаньте перед зеркалом и произнесите его с той интонацией, как когда смотрите на щенка на картинке. Ну и как вам ваше личико? Когда я такое продемонстрировала юному хозяину щенка, он отскочил от меня с совершенно непередаваемым выражением лица! Это было мгновенным калейдоскопом удивления, жалости и отвращения.
Примерно так же реагирует ваша собака, за исключением отвращения - его заменяет непонимание: хозяин то заискивает, как младший, то требует "по праву старшего" - так кто же он на самом деле?..
Постепенно вы убеждаете её, что её хозяин умственно отсталый, мягко говоря - и она начинает выстраивать отношения, исходя из этого.
А раз хозяин недееспособен, его нужно опекать.
Так человек из опекуна переходит в подопечные. А с подопечным можно не считаться, его можно и подвинуть - если дело зайдет совсем уж далеко, но вся ответственность за благополучие "стаи" ложится на собачьи плечи.
- Приём в стаю закрыт! Мне и этих хватит! - орёт всем встречным пёсик, а они видят всего лишь невоспитанную собаку.
- Не подходи! Я боюсь, но не отступлю! Их же всяк обидеть норовит! - а владелец крупного пса с раздражением оттаскивает его от "очередного бессмертного", матерясь сквозь зубы.
А подопечный или болтается на другом конце шнурка рулетки беспомощной передвижной вешалкой, или радуется втайне - вот какой смелый защитник. Тем самым только подтверждая свой статус.
Но если бы на этом беды маленького народца кончались!
Маленькую собачку без церемоний можно в любой момент подхватить на руки, потискать, зацеловать - то есть получить за её счёт очередную порцию гормона окситоцина, ведь именно потребность в нём толкает нас на все эти безумства.
Но позвольте! Любая маленькая собака себя видит БОЛЬШОЙ: чих - мастифом, шпиц - кавказом, йорк - ирландским волкодавом. Этот список можно продолжить - пофантазируйте сами.
И вот тут начинаются протестные действия, подкрепляемые ещё и навязанным статусом: "Ты сделал меня лидером, а значит, должен с этим считаться!" - вместо этого "лидера" суют под мышку и куда-то тащут. Чтобы восстановить статус-кво, "лидер" перемечает углы квартиры и ножки столов и стульев.
Вот вам реальный случай.
Был у меня подопечный шпиц из категории той. Пока дома хозяйка - всё хорошо, но если остался с хозяином - беда! Все углы и мебель в потёках мочи.
Мы голову сломали в поисках причины, решили попутно кучу других проблем, но эта никак не давалась.
Всё решил его величество Случай.
Франта оставили у меня в гостях в очередной раз, и забирал его именно хозяин.
Меня дома не случилось и отдавала его дочка. Поскольку она не воспринималась как наставник, Сергей повёл себя более свободно: он подхватил Франта на руки, совершенно не обращая внимания на его недовольство, и начал тискать.
Ирина моя субординацией не отягощена и моментально поймала Сергея за бакенбарды с воплем: "Ты ж моя прелесть!".
Мужик опешил, Ирка отпустила его лицо и совершенно спокойно спросила:
- Ну, как, понравилось?
- Н-нет, - протянул тот.
- Вот и Франту не нравится. Хочешь пообщаться - позови к себе. ОН - НЕ КУКЛА.
Вот хотите верьте, хотите нет, но отношения поменялись. А вместе с этим поменялся и Франт.
Всё тот же окситоцин заставляет нас делать собаку слабее, чем она есть на самом деле: мы ищем (и, увы, находим - кто ищет, тот всегда найдёт) болячки, провоцируем страхи там, где их нет - тем самым оправдывая свою опеку.
В итоге жиреют ветклиники (поверьте, даже не потому, что все веты рвачи, а потому что если хозяину мохнатого пациента сказать правду, он не поверит и пойдёт искать "более сведущего" "специалиста" - и ведь найдёт на свою и собачью голову, поэтому проще прописать что-нибудь относительно безопасное и отпустить с миром) и разных мастей "психолухи" (я в подобных случаях трачу до нескольких часов, объясняя, показывая и рассказывая, что их собака абсолютно нормальна, "страхи" живут только у них в голове), которые берутся корректировать собаку вместо хозяев.
Человек - создание социальное, рассчитанное на существование внутри сообщества, где живут и взаимодействуют несколько поколений - тогда окситоцин работает во благо, давая бабушкам терпение и любовь к внукам и правнукам. Недаром говорится, что первый внук - первый ребёнок, а первый ребёнок - это последняя кукла.
Но социум рассыпался мелкими ячейками по квартиркам, где каждый справляется со своим одиночеством, как может - обрушивая всю его тяжесть на бедную собачью голову.
Индустрия тут как тут: платьица, костюмчики, колясочки - любой каприз за ваши деньги!
Есть ситуации, когда обувь для собак - вынужденная мера: реагент на городских улицах, сильнейшие морозы в районах Крайнего Севера, раскаленный асфальт... Все остальное - это не о любви и заботе, это об игре в куклы.
И всё бы ничего, но...
Напяливая ботиночки на йорка, чиха, тоя или им подобным, вы лишаете собаку той самой мелкой моторики, которая способствует развитию и поддержанию мозговой активности - камушки, асфальт, песок, земля, трава - это все разные по ощущениям фактуры, на них по-разному распределяется мышечная нагрузка, по-разному работают пальцы стопы.
То есть, собака в обуви лишается огромного массива информации и, простите, банально тупеет.
Та же история с одежками. Да, есть условия, когда это необходимость, но просто для красоты или из соображений все той же "заботы" вы сами гробите иммунитет собаки и потом работаете на поддержание благополучия ветклиник.
Не стоит путать заботу с мелочной опекой. Если первая - проявление любви к партнеру, то вторая - результат любви к СЕБЕ, самолюбование: вот какой или какая я заботливая хозяйка или хозяин! Собака от такой опеки не знает куда деться и начинает защищаться, огрызаясь, а владельцы удивляются: какая агрессивная псина получилась!
Е. Маныкина